9 заметок с тегом

мысли

О самоубеждении

Последних лет пять я был убежден, что болен хроническим тонзиллитом. Неприятное заболевание, дающее осложнения на всё подряд в организме, включая сердце и печень. Понимал, что из-за него я плохо высыпаюсь. Прочёл в интернете, что нужно вырезать гланды, но всё откладывал: то времени нет, то на работе что-то важное, то поездку запланировали, то просто неподходящий момент. Но ощущал, как тело постепенно превращается внутри в труху, пока гланды не вырезаны.

А на днях наконец-то сходил к ЛОРу. Оказывается, нет у меня никакого хронического тонзиллита, и он вообще проявляется не так, как я себе представлял. Что мелкие пробочки в гландах — есть у каждого третьего и не вредны для организма. И ни на какое сердце и печень это не влияет.

Ощущение, что я медленно разваливаюсь, ушло за минуту — его просто не стало. В одно мгновение я почувствовал себя полностью здоровым человеком, без каких-либо «но». И, кстати, теперь прекрасно высыпаюсь.

Удивительно, как самоубеждение влияет на ощущения, и как быстро эти ощущения могут измениться, когда меняется то, во что искренне веришь. «Я хорош в математике, но у меня совсем нет фантазии», «у меня от природы отвратительная память» и другие вещи, которые мы себе часто повторяем — что, если дела обстоят так оттого, что мы верим в это, а не необорот?

3 ноября   мысли

Год в Германии — впечатления

Чуть меньше года назад сбылась моя розовая мечта, и я переехал в Германию. Началось с того, что со мной через LinkedIn связался рекрутер из гамбуржской игродельной конторы, письмо которого я сперва проигнорировал, потому как «ну кого может заинтересовать какой-то зачуханный быдлокодер-говноляп аж из Украины?». Пробы ради ответил и — опа! — прошёл собеседование.

Переезд

Оформление документов заняло довольно много времени, из-за чего работодателю пришлось дважды переносить на месяц дату начала моего контракта — с 1 апреля на 1 июня.

Наибольшие задержки были, во-первых, из-за того, что контракт по бумажной почте всё никак не доходил, и, во-вторых, из-за диплома: посольство не хотело выдавать визу. В Германии есть специальная БД зарубежных ВУЗов и специальностей, выпускники которых могут получить Blue Card (визу для высококвалифицированных работников, навроде врачей, программистов и инженеров) — http://anabin.kmk.org/no_cache/filter/institutionen.html (там вкладка «Suchen»). Хоть в ней и есть мой ВУЗ, моей специальности там не было, потому работодателю пришлось подтверждать мой диплом через немецкое бюро трудоустройства (чтобы последние посмотрели на мой диплом и выдали официальную справку, что, мол, «выпускники этой специальности — норм ребята, в компах шарят, к высококвалифицированным работникам относятся»), и потом мне отправили соответствующее письмо в Украину, с которым я уже в посольство и шёл.

Кстати, без диплома Blue Card не выдают, и переезд был бы невозможен. С благодарностью вспоминал родительское: «Иди учись и не выдумывай глупостей! Ишь ты, университет бросит он, в жизни оно ему не пригодится!».

В конце-концов все необходимые бумаги были собраны (к слову, не так их и много нужно для национальной визы — даже меньше, чем для туристической), и спустя две-три недели мне позвонили из посольства, пригласив зайти с загранпаспортом и получить визу. Так что в мае 2014 я собрал дорожную сумку, закинул на плечи рюкзак, и, тихо пища от восторга — настолько круто, оказывается, летать в самолёте — полетел из Киева в Гамбург.

Первые впечатления

Летел я лоукостом, и прибыл не в сам Гамбург, а в Любек — городок неподалёку. Аэропорт выглядел словно чистенький ухоженный автовокзал, а напротив него стоял красивый автобус с маршрутом «Flughafen Lübeck — Hamburg ZOB», в который большинство пассажиров, за которыми не приехали на машинах, стали грузиться. Что такое «ЗОБ» — я не знал, но, по крайней мере, название города совпадало.

Аэропорт Любека. Крохотный и опрятный.

Я волновался, боясь пропустить нужную остановку, но автобус их не делал вовсе — мы въехали в город и остановились на автовокзале, где все уже и выгрузились. Сел в ближайшее такси от бордюра и показал водителю распечатку из booking.com с адресом моей заранее забронированной гостиницы.

Cамой западной частью мира, в которой я бывал до этого, была Львовская область, да и то, лет мне было раз в двадцать меньше, чем сейчас, потому даже оттуда я помню примерно столько же, сколько из школьного курса химии. Всё, решительно всё было в новинку. По дороге глазел в окна, не веря в то, что я действительно смотрю на один из крупнейших городов одной из богатейших стран западной Европы.

В какой-то момент офисы и строгие здания сменились на яркие вывески по обе стороны от дороги: «Sex shop 24h», «Sexy girs», «Striptease, Table dance», «Sex Cabaret», «Gay porn». Я удивлённо про себя присвистнул: «Ого, так это что, вот такая она — Европа? Не врут, выходит, люди? Разврат на каждом шагу, моральный упадок и никакой нравственности?».

Грехопадение

Впоследствии оказалось, что, бронируя номер в гостинице наугад, я выбрал гостиницу на улице Рипербан (Reeperbahn) — крупнейшем в Германии квартале красных фонарей. Десятилетиями он привлекает многие тысячи туристов, и всю ночь напролёт в нём бурлит шумная жизнь. Днём же Рипербан полон вонючих добродушных бомжей, живущих целыми группами прямо на улице, разложив свои спальники и барахло прямо под витринами магазинов и забегаловок, и явно не является лучшим местом для первого знакомства провинциала с заграницей.

На ресепшне прекрасно поняли мой ломаный английский и дали ключи от номера, где я умылся, оставил сумку и пошёл разглядывать окрестности.

Город красивый. Удивило, что даже в центральных районах совсем не много высотных зданий — в основном пятиэтажные (и меньше) дома, неширокие тихие улочки, и в сравнении с Киевом Гамбург вообще выглядит довольно тихим.

Типичная гамбуржская улица во время типичного гамбуржского дождя

Внезапно, всё оказалось по-немецки. Далеко не сразу понял, что немецкая «ß» читается как двойная «С» — после этого внезапно стало понятнее, что говорить «Теодорштрабе» и «Хольстенштрабе» немного неверно. Чтобы дополнительно меня запутать, вместо обычного человеческого метро немцы построили S-bahn и U-bahn, а затем ещё и (какая хитрость!) поделили его на зоны, сделав вместо одного билетика для одной поездки порядка семи разновидностей билета. А специально чтобы заставить меня чувствовать себя ещё более неуверенно после выбора билета («Тот ли я купил? Можно ли с этим билетом ехать?»), они убрали турникеты, словно бы издеваясь надо мной: «Смотри, мы доверяем тебе, не подведи нас. Ты же честный человек? Ты ведь не попытаешься на нас нажиться?». А табло на станции показывает не время с отъезда поезда, а до приезда следующего!

В метро вообще было разобраться сложно — население Гамбурга вдвое меньше Киева, а станций метро — в три раза больше. В первые недели в Гамбурге я, ошарашенный схемой метрополитена, ездил практически наугад, радуясь, когда удавалось попасть куда планировал.

Население Москвы - 12 миллионов; 196 станций. Гамбург - 2 миллиона, 159 станций.

По ночам город засыпает и совсем затихает (по крайней мере, мне так показалось). Улицы пусты и тихи даже в центре, практически все заведения закрыты, по тротуарам шарахаются редкие загулявшие парочки.

Совершил обязательный визит в Старбакс, сделав обязательное фото чашки латте на фоне айпада. От неграмотности заказал фраппе, оказавшееся полным стаканом льда с привкусом кофе. Погоревав над потерянными тремя евро, плюнул и решил больше туда не заходить. Интереснее всего было разглядывать людей. Даже видел настоящих (увы, страшненьких) лесбиянок.

В течение следующей недели, оставшейся до первого дня на работе, я занимался поиском жилья, оформлением документов, минимальным обустройством пустой квартиры (которая и после этого, впрочем, осталась совершенно пустым холостяцким обиталищем с матрасом на полу и единственным кухонно-рабоче-письменным столом с сиротливо-одинокой табуреткой рядом).

После начала работы время помчалось галопом, незаметно пролетая месяц за месяцем. Поначалу по старой памяти задерживался на работе вплоть до 20-21 часов вечера, но спустя пару недель меня вызвал начальник департамента и, участливо спросив, всё ли у меня в порядке дома, мягко объяснил, что здесь овертаймы не приняты, и вообще: «Не засиживайся, работай до шести, и не забывай брать отпуск! Нам нужны хорошо отдыхающие счастливые сотрудники».

К осени из Киева, разобравшись с документами и квартирой, переехала и моя жена, облагородив пустую берлогу (это у женщин как-то на генетическом уровне — умение при помощи шторки и горшка с цветком сотворить уют в любом жилье), а меня — из исхудалого щетинистого мудака вновь сделав откормленной ухоженной няшей.

Люди

Я до сих пор не выучил немецкий язык, общаюсь в основном только с сотрудниками, по-английски. В моей компании работает молодежь со всей Европы, близких приятелей у меня здесь из местных нет, потому о менталитете немцев судить сложно. И, конечно, я знаю, что все люди разные, глупо грести всех под одну гребенку; но я всё же попробую выделить какие-то наиболее заметные характерные для многих местных людей черты.

Не заметил вот этой какой-то присущей нашим людям озлобленности, ожидания, что все желают тебе зла и хотят обмануть. Как-то чуть проще здесь вроде воспринимаются людьми вещи из разряда «шо я буду с хозяйственной сумкой из Икеи идти в магазин, я шо, не пацан?», «допитую бутылку положить в рюкзак и потом сдать? Фу, ну я шо, нищий?».  В целом чуть меньше проявляется стремление купить самые дорогие гаджеты и самый дорогой шмот, чтобы «понтануться», а в одежде наиболее популярен шуточно называемый стиль «normcore» — «одежда должна быть в первую очередь функциональной», отчего здесь популярна одежда марок вроде Jack Wolfskin и подобных ей.

Экономия в 20 центов — это экономия, а не «та ладно, сколько там, вот если бы 20 евро — то да». Немцы бережно относятся к деньгам. Если есть скидки — они ими воспользуются, если можно подписаться на какую-то программу и платить за коммунальные услуги на 5% меньше в месяц — они это сделают, а не махнут, мол «да сколько там выйдет, небольшая разница, а это нужно с бумагами возиться».

Немцы громко разговаривают и смеются в общественных местах. Даже трезвая компания в кафе — это частенько трындец как громко. Громко сморкаться при людях в платок не считается неприличным. Это совершенно нормально здесь: на работе, в транспорте, даже за столом.

Мужчины преимущественно заботятся о себе и своей внешности, следят за причёской и хорошо одеваются. Девочки, как ни странно, наоборот. Довольно много симпатичных, но неухоженных и не следящих за своим весом девочек. Часто можно встретить пару: симпатичный статный парень со стремненькой толстой двухподбородочной девушкой. Зато, наоборот, женщины постарше — где-то лет от сорока — очень даже следят за собой. Сухонькие такие, стройные, с аккуратным не кричащим макияжем и неброскими украшениями, хорошо одеты.

Молодые турчанки — лет 14-20 — часто выглядят как бабы на сельской дискотеке. Кричащий макияж, короткие шорты, из которых вываливаются целлюлитные бока и задница.

Ещё о менталитете: был забавный случай, когда я только начинал здесь работать первые недели. Автомат с газировкой дал мне из-за какого-то бага две банки редбулла по цене одной. Я пришёл к себе на рабочее место и говорю соседям, мол, вот, автомат ошибся, дал мне на шару вторую банку, кто будет? Один говорит: «Ну давай мне» — и деньги протягивает. Совсем никакой широты души в этой гейропе!

Присущей славянам щедрости я заметил поменьше. Например, здесь совсем не принято, если я выставляюсь, скажем, за свой день рождения, вести всех в паб и платить за всех — каждый приходит и платит за себя сам. Но опять-таки, люди есть разные и здесь, и у нас дома, потому не буду обобщать.

По-английски здесь неплохо говорят многие, кроме, пожалуй, людей из старшего поколения. На вопрос «do you speak English?» всегда отвечают в духе: «Very little», а затем показывают мне выговор, которому Алла Андреевна — учитель английского из девятого класса — могла только позавидовать (а я-то и подавно).

Немцы много курят. Никакой социальной рекламы в духе: «КУРЕНИЕ УБИВАЕТ, СМЕРТЬ МЕРЗКАЯ ОТ НАРКОТИКОВ ГРОБ ГРОБ КЛАДБИЩЕ ПИДОР» я не видел вообще. Правда, сигареты дорогие — 5-6 евро, многие покупают отдельно табак и бумажные гильзы, и делают себе что-то навроде самокруток — выходит дешевле.

В Гамбурге, к слову, больше приезжих, чем в других городах Германии, город весьма мультинациональный. Однако, как и во всей стране, больше всего из нацменьшинств здесь турков — не только в первом, но уже и во втором поколении. Они приезжают последнюю пару десятков лет, селятся целыми кварталами и имеют характерные повадки. Примечательно — о них говорят, что они менее «европеизировавшиеся», чем современное население Турции: местные турки приезжали в Германию 20-30 лет назад, компактно селились целыми районами, и во многом хранили модель поведения, которую привезли с собой, и которая так и осталась в их районах. Но я не сравнивал, потому просто пересказываю услышанное. Как правило (хоть и не всегда, конечно!), они работают на различных низкоквалифицированных профессиях, как обслуживающий персонал, а женщины — зачастую вообще нигде. К слову, в моей команде около 40 человек со всей Европы, но ни единого турка. Зато те люди, которые чистят кофейный автомат, посудомоечную машину и убирают вечером помещение — преимущественно турки. По улицам ходят часто целыми семьями. Сзади идут мама со своей мамой (обязательно в платках) и парой-тройкой детей, а впереди, метра на полтора-два, с видом мелкого князька обычно идёт глава семейства — невысокий суетливый зализанный мужичок с задранным подбородком и сварливым голосом.

Удивили старики. Пенсионный возраст здесь — 67 лет, но благодаря превосходному здравоохранению (шунтирование сердца — стандартная операция здесь, полностью покрываемая страховкой) и высокой пенсии это не наши несчастные бабушки-пенсионерки, а люди, которые могут позволить себе наконец-то отдохнуть от работы и посвятить себе свободное время. Картина, когда три хорошо одетые старушки, сидящие в полдень буднего дня в кафе, мило, неспешно беседуют и кушают мороженое, здесь встречается часто и является совершенно нормальной, а для меня была поначалу совершенно чем-то поражающим. Или, скажем, дедушка в спортзале (конечно, не железо качает под фифтисента, но, там, на велотренажере или идущий по беговой дорожке).

Жильё

Знакомые немцы говорят, что жильё в Гамбурге одно из наиболее дорогого в Германии (хоть есть города и дороже) — даже в Берлине оно дешевле.

Дешевую однокомнатную квартиру в зависимости от района можно снять за 350-500 евро, плюс ещё на коммунальные будет уходить где-то до 150-200 евро в месяц дополнительно. При аренде квартиры чаще всего нужно сделать единоразовый «страховой взнос» — около трёх месячных арендных плат, которые тебе вернут при выселении. Брокеры чаще всего берут ~2.5 от суммы арендной платы. ДВЕ, МАТЬ ИХ, С ПОЛОВИНОЙ суммы аренды просто за то, что они разместили объяву и были посредником между тобой и хозяином квартиры.

К слову, хозяина своей квартиры я даже не видел никогда — только знаю его имя, и на Рождество пришло по почте от него письмо с поздравлением. Все вопросы решаются через менеджера здания (что-то навроде управдома, только это именно специальное бюро, отвечающее за все вопросы, связанные с домом, а не один из его жильцов) — «хаусмайстера», уполномоченного владельцем квартиры решать связанные с ней вопросы — он дал мне ключи, проверил состояние жилья перед сдачей, рассказал всё о доме, что нужно. Но это где как. Просто в Украине я такого вообще никогда не видел.

Жилье здесь сдаётся обычно в хорошем состоянии, арендатор обязан перед выездом всё вымыть, отремонтировать и покрасить стены — если хочет получить обратно свой страховой взнос. В ином случае необходимая сумма будет из этого взноса и вычтена.

Мне повезло буквально за пару дней найти и попасть на открытый просмотр (когда все желающие приходят в заранее назначенное время, указанное брокером в объявлении) уютной, светлой и просторной квартиры. Звонив перед этим по нескольким номерам и кругом слыша: «Квартиру уже сдали / квартира пока недоступна, но будет сдаваться через три месяца / предложения из объявления уже нет, но зато есть отличное местечко всего в 534763489 раз дороже», я обрадовался собственному везению, и дабы подтвердить серьёзность своих намерений, прямо на месте со всей славянской деловитостью стал совать брокеру деньги наличными, приговаривая: «Йес, йес, ай лайк ит, ай уилл тейк ит! Хау мач фор ит?». Смутившись, брокер объяснил, что так быстро это не делается, я должен заполнить анкету со всей информацией о себе, которая уйдет владельцу квартиры, и затем, после рассмотрения всех анкет, со мной свяжутся. Возможно.

Найденное в интернете фото дома, в котором я живу

К счастью, со мной таки связались на следующий день, и прислали в гостиницу контракт на двадцати страницах, в котором были оговорены все до мелочей подробности аренды квартиры, оплаты, порядка в доме. Шуметь нельзя в промежутке между 21 и 6 часами, а также между 13 и 15 часами. После 22 просят даже не принимать шумно душ.

Инфраструктура, транспорт, связь

Транспорт дорогой. Билет на метро в одну сторону — 2-3 евро в зависимости от расстояния. У меня частично оплачиваемый конторой проездной, что люто экономит деньги (с ним можно бесплатно ездить на любом городском транспорте, включая речной; а по выходным — ещё одного человека с собой бесплатно возить). Один раз — когда ездил на собеседование, прилетел поздно вечером, за границей вообще впервые — по глупости взял такси, чтобы из Любека доехать до Гамбурга (~80 км), заплатил 120 евро. Это была на тот момент примерно половина месячной арендной платы за мою квартиру в Киеве. Билеты на поезд стоят вообще чудовищные деньги, иногда дороже чем авиабилеты.

По всему Гамбургу есть полностью автоматизированные пункты проката велосипедов. Вставляешь в автомат кредитную карточку, выбираешь любой из стоящих на парковке велосипед, и ездишь сколько нужно; оставить можно в любом другом аналогичном пункте проката. До получаса — бесплатно, а дальше — 8 центов в минуту. Прекрасно годится, чтобы погожим летним днём прокатиться по городу — велодорожки есть повсюду.

За мобильный плачу 15 евро в месяц (какой-то пакет от Vodafone, покупал просто потому что название на слуху). До этого сначала купил какой-то на всю голову контуженный тариф от даже не имеющего веб-сайта оператора «AY YILDIZ», с бесплатными звонками в Турцию, лол. Звонки по Германии бесплатные, смс бесплатные, интернета предоплаченного 200 Мбайт, потом он тоже есть, но со скоростью 1-2 КБ/сек — но проверить почту с телефона этого хватает с головой. К слову, мобильный инет нормально работает в метро, на земле, в небе, и даже в Аллахе.

Интернет дорогой и медленный. Плачу в месяц двадцать евро за 6 Мбит/сек, когда в Украине платил 10 евро (по старому курсу) за 40 Мбит/сек. Безлимитные тарифные планы на DSL в редкость, в основном есть лимит по трафику.

Торрентами рекомендуют не пользоваться: провайдер отлавливает трафик, и может прийти письмо от правообладателя, что вы, мол, его песню раздаёте, заплатите штраф 500 евро. Музыку можно слушать онлайн со Spotify и Вконтакта, кинцо тоже онлайн смотреть, а если изредка и нужно что-то своровать с торрентов — то отрубаю раздачу и стараюсь сразу же удалить из списка, чтобы точно ничего не раздавало. С остальным — хз. Пользуюсь себе интернетом как обычно.

Высокие цены за лимитированный DSL. Смотреть нужно на цену мелким шрифтом ниже крупной.

Удивило, что контракты на электричество и воду нужно заключать самому после вселения в жильё, и что поставщиков той же электроэнергии — много, нужно выбирать. Я-то ведь привык, что есть единственный Киевэнерго, отношения с коим предначертаны кармою каждому киевлянину, и сбежать от них, как и от самой судьбы — нельзя. Водопроводная вода чистая, и, по утверждению компании Hamburg Wasser, её можно прямо из-под крана без обработки использовать для маленьких детей.

Практически все магазины и учреждения закрыты по воскресеньям, а по субботам многие работают сокращенный день.

Медицина на высоте. Каждый житель страны обязан иметь медицинскую страховку. Все клиники и врачебные практики — частные, однако затраты покрываются страховкой: ты приходишь, даёшь свою медицинскую карту, и свободно идёшь к врачу, не беспокоясь о стоимости приёма и выписанных лекарств (которые в аптеке так же выдают по рецепту в счёт страховки). Если с человеком случилась срочная беда — например, сердечный приступ — диспетчер службы спасения может принять решение отправить за пациентом вместо кареты скорой помощи вертолёт — и стоимость вылета тоже полностью покрывается страховкой.

Правда, надо отметить, что есть и некоторые непредусмотренные страховкой процедуры (например, протезирование зубов).

Прилетевший в мой двор вертолёт заставил меня пищать от восторга

Цены и деньги

Я всегда считал, что «на Западе все зарабатывают много, мы по сравнению с ними — как нищие». И явно не я один так думал — сейчас иногда сталкиваюсь с таким отношением дальних знакомых, когда проскакивает что-то в духе: «Ну да, легко тебе, ты теперь в Германии, катаешься там, как сыр в масле».

Так вот, это, мягко говоря, не соответствует действительности. Скажем так — изначально я переехал сюда примерно на такую же зарплату в евро, как у меня была в Украине; и вот в Киеве (даже до обвала гривны, по курсу до событий 2014) я мог позволить себе на неё больше, чем здесь. В Германии пришлось подзатянуть пояс.

Средняя зарплата в Германии — около 3 тысяч евро. Налоги откусывают от этого минимум треть. Аренда двухкомнатной квартиры в Гамбурге (без учёта коммунальных услуг) в среднем стоит от 500 до 1000 евро.

Продукты. Недорогое молоко, овсянка, килограмм картошки, печенье, полдюжины яиц, 300граммовая упаковка недорогого сыра, хлеб, пачка простенького чая стоят между 1-2 евро. Конечно, есть дороже. Все перечисленные продукты можно купить и других марок — раза в два-три дороже, но я предпочитаю не тратиться, потому что по качеству (субъективно) даже самое дешевое здесь не уступает средним украинским товарам. Поллитра колы — около 0,5-0.7 евро. Сметана, простенькие йогурты — до 50 центов. Литр сока — до 2-3 евро. Воду немцы закупают вообще сразу целыми паками — говорят, так удобнее.

Ещё здесь все сдают бутылки: от бабули до доктора наук. Здесь это само собой разумеющееся. В каждом супермаркете стоят аппараты, куда вкладываешь бутылки, а они тебе чек печатают, который ты на кассе даёшь, и тебе эту сумму вычитают из покупки. К слову, денежек неплохо получается — где-то до 20 центов за пластиковую бутылку. Потому здесь считается нормальным, выпив на улице бутылку колы, не выбросить её, а закрыть и закинуть в рюкзак.

Автомат, принимающий бутылки

Мебель вся Германия покупает в Икее. Там можно найти всё по любой цене. Купил себе журнальный столик за 5 евро. У консультанта ещё спрашивал, мол: «Вот здесь на ценнике написано 5 евро. Это какая-то акция? Или тут какой-то подвох? Это же как бигмак с колой» — а он такой плечами пожимает: «Это Икея». Стол в Икее можно купить за 50 евро, а есть и за 500. И дороже. Купил шкаф за 40 евро, а рядом с ним в торговом зале стояли шкафы за 800. Короче, на любой вкус там можно найти — а качество высокое.

Минусы

С этой частью пришлось подумать. Мне и в Украине хорошо жилось (да мне вообще везде хорошо), я бы и о ней не много минусов мог рассказать. Но попробую перечислить.

  • Высокие налоги. Наверное, даже на налоги здесь есть налог. Больше трети зарплаты уходит сразу;
  • Дорогие коммунальные услуги. Электричество — порядка 25-28 центов за КВатт-час. К примеру, у меня электрическая плита и два бойлера, потому для нас двоих с женой (оба — любители хорошенько поплескаться в душе) в месяц в среднем выходит под 250-260 кВатт-час, и это влетает в копеечку. Отопление дорогое, иногда лучше одеться потеплее, но батареи (на них счетчики) прикручивать. Принудительно приходится платить за ТВ и радио (независимо от того, есть ли у тебя телевизор вообще) около 50 евро в месяц;
  • Дорогие стоматологи. Простые вещи вроде пломбы покрывает страховка, но продвинутые операции дешевле сгонять сделать в Украине;
  • Чтобы снять квартиру, месячная аренда которой стоит, скажем, 500 евро, при заселении в зависимости от невезения может понадобится запастись суммой примерно в 3к евро (первый месяц — 1х; страховой депозит — 3х; брокеру — 2.5х);
  • Все говорят и всё написано по-немецки. Если повезет — в магазине тебя поймут по-английски и расскажут-подскажут. Если не повезет, то, выражаясь языком современной молодёжи: «Сасай, лалка»;
  • Аналогично — все официальные документы — по-немецки. В нашей компании есть специальный отдел — человек от компании специально идёт с тобой за ручку в налоговую, паспортное бюро или куда там тебе надо, и выступает переводчиком. Без них было бы много сложнее;
  • В Гамбурге — очень дождливо, лето прохладное, опускалась в июне температура до +10, жарко почти не бывает. Как у эскимосов есть 40 разных слов для обозначения снега — так и здесь, думаю, есть не меньше названий для разных видов дождя;
  • Транспорт дорогой — мне до работы и обратно стоило бы без проездного 6 евро каждый день, дешевле ездить на велосипеде (в принципе, здесь так и делают; велосипедов полный город, даже зимой и в дождь).

Вывод

Утрированно немного, но всё же: переехав в Германию из Украины, я чувствую себя более человеком, чем переехав из Кировограда в Киев: например, та же покрывающая все медицинские расходы страховка, с которой можно идти в абсолютно любую поликлинику (в отличие от: «Мужчина, вы к какому участку приписаны? Не киевский? Ну не знаю, идите пишите заявление на главврача, чтобы вас приняли, ну или как-то решайте с терапевтом»); в почтовый ящик каждый месяц приходит бумажное письмо от работодателя, в котором указана моя зарплата и детально расписаны все налоги; почта ходит за два-три дня по всей стране; в госучреждения заранее записываешься через интернет, и когда приходишь — нет никакой очереди, у тебя есть чёткое время приема; полицейские вежливые, говорят по-английски, и всегда помогут. Молодые родители получают от государства, борющегося с демографическим спадом, всевозможную помощь и льготы. И вообще, хоть налоги и высоки — чувствуется, однако, куда они идут.

Я ничего кроме Украины раньше не видел, потому для меня лично контраст разительный. Не то, чтобы, конечно, тут пони летают и всем бесплатно дарят мерседесы, и не то, чтобы в Украине мне было плохо — ну страна как страна, со своими недостатками, в ней тоже здорово. Но да — в Германии жить значительно комфортнее, стабильнее и спокойнее — хоть и, возможно, даже слишком спокойно. Как по мне — идеальное место для того, чтобы выйти здесь на пенсию или «осесть», заведя детей.

2015   мысли

Метод утенка

Недавно прочел о дебаге «методом утёнка» (http://en.wikipedia.org/wiki/Rubber_duck_debugging).

Суть проста: столкнувшись с проблемой в коде, которую не удается понять, ставишь перед собой резинового утёнка (или что угодно другое), и объясняешь ему свою проблему так, как будто рассказываешь о ней живому человеку, потому что правильно сформулированный вопрос часто становится ключом к решению.

Стив Макконнелл в главе «Совместное конструирование» книги «Совершенный код» тоже описывает это:

Вероятно, вам знакома одна довольно распространенная ситуация. Вы подходите к столу другого программиста и говорите: «Не мог бы ты взглянуть на этот код? Он не работает». Вы начинаете объяснять: «Причиной не может быть вот это, потому что я сделал то-то и то-то. Причиной также не может быть это, потому что я сделал вот это. Кроме того, причиной не может быть... подожди... Это может быть причиной. Спасибо!» Вы решили проблему, хотя ваш «помощник» не произнес ни слова.

Дергать других я не люблю, потому объяснил проблему первому, что нашлось под рукой — пластиковой бутылке. И что я скажу: это работает! Бутылка не только внимательно и не перебивая выслушала меня, но и быстро помогла найти причину — буквально за двадцать минут после двух часов безуспешного чесания затылка и тяжких вздохов.

Одним словом — ещё одна замечательная вещь из разряда: «Это же так просто, почему я не делал это раньше?!».

2014   мысли

О работе

Этим летом ваш покорный слуга при содействии @adzhikemalov и @mxnrl сменил работу, уйдя из банковского ИТ-мониторинга в небольшую компанию на должность AS3-кодера. Мне очень нравится новое место: приятный молодой коллектив единомышленников (чертовски приятно, когда твой собеседник разделяет твои взгляды и интересы!.. а ещё мой отдел можно смело назвать локальным филиалом Двача), уютный офис, отдельные тихие кабинеты вместо опенспейсов, свободный рабочий день (впрочем, будучи офисной планктониной, предпочитаю стандартный график 9-18), отсутствие какого-либо дресс-кода и, главное, полная свобода решений и действий при условии качественного выполнения поставленных передо мной задач и достижения конечных результатов в срок.

Это место просто восхитительно; в свою очередь я стараюсь делать своё дело качественно, и очень боюсь не оправдать оказанного доверия.

Эта компания очень контрастирует с предыдущим местом, в котором я проработал чуть больше года: крупным банком с иностранным капиталом и руководством. До этого было несколько лет в других коммерческих банках разного масштаба вроде полумёртвого «Родовида» или могучего «Сбербанка России», но именно предыдущее место работы особенно запомнилось своей «максимальной корпоративностью», которую до этого видел в основном в западном кино: с «кубиклами», развешанными по стенам лозунгами и надписью на холодильнике: «При краже ваших продуктов обращайтесь в отдел безопасности».

По большому счёту, у меня нет претензий к организации — она меня не обижала :), работу я делал старательно, бунтов не поднимал, а мой внешний вид большую часть времени соответствовал всем требованиям. Но уж очень мне не нравилась царящая вокруг неискренность и искусственность: вроде всех эти возгласов «мы — одна семья!» от HR, при том, что, как правило, мы не знаем имя сотрудника из соседнего отдела, сидящего в нескольких метрах; или культа совещаний — когда обсуждение незначительных вопросов начиналось с обязательного создания встречи в Outlook в специальной комнате для митингов с приглашением излишнего множества людей, которые и не нужны для решения вопроса и использовались для сброса ответственности путём разделения её по множеству участников.

Хотя с моей стороны будет непростительным не сказать о том, что я работал среди отличных специалистов и просто приятных людей, знакомству с которыми искренне рад.

Напоследок приложу копипасту (оригинального автора которой, увы, не знаю), очень точно описывающую мои корпоративные впечатления за прошедший год. Обнаружил, что добрую половину перечисленных дурных приобретенных черт могу смело применить к себе — необходимо обязательно исправлять эти недостатки!

Почему вам никогда не стоит работать в больших компаниях.

Вы никогда не получите удовлетворяющий вас карьерный рост. Стоит задуматься, сколько начальственных слоев лежит над вами, чтобы понять, что вам потребуется слишком много сил для преодоления внутреннего сопротивления компании. Играя — выкарабкаетесь, работая — вряд ли.

Инициатива наказуема. Чтобы протолкнуть простейшее изменение, которое обычному человеку, никогда не работавшему в корпорации, кажется ерундой — изменение буквы в меню программного продукта или коррекция технологического процесса — вам придется потратить колоссальные силы. Скорее всего, когда вы победите в вашем предприятии, вы уже не получите никакого морального удовлетворения.

Вы не сможете высказывать свое мнение публично. Если вы эксперт в интернет-журналистике или просто знаете, кто есть кто на рынке, и вас взяли в большую корпорацию, то вы на время работы там замолчите. Вы не можете заявить, что ваш продукт плохой — неэтично по отношению к коллегам, что продукт конкурентов плохой — неэтично по отношению к конкурентам, вообще не можете что-либо комментировать — лучше помолчать, а то точно кого-то обидите. Все коллеги очень ценны.

Team! Team! Team! Командный дух, синергия, в едином порыве, все как один, только вместе мы можем… Такого вы наслушаетесь очень много. За командной ответственностью вы научитесь прятать свою некомпетентность или неопытность. Самый мизерный проект будет обрастать рабочей группой с групповой же ответственностью, за которой виновного не сыскать, а награды получает абы кто.

Вы лишитесь эмоций. В офисах не принято завидовать и радоваться. Т. е. все это внутри вас останется, постепенно угасая, но вы перестанете показывать это все на своем лице. Скука — это ваша новая маска.

Вы научитесь искренне радоваться победам, к которым не имеете ни малейшего отношения. Вы будете говорить «Молодцы ребята из транспортного! Во дают!» «Классный У НАС браузер», а вы из бухгалтерии. Вы не знаете, что вы не при делах, но вы рады. Ваши проекты будут запускаться все реже и реже, а радоваться вам чему-то надо. Пусть и с каменным лицом офисного работника.

Вы всегда будете получать существенно меньше заработанного вами. Вы можете продавать газ мегалитрами, интернет терабайтами, а программные продукты тысячами, но у вас будет зарпалата, которая обеспечит вам кров и простую еду. Еще у вас будет пара отпусков. В лучшем случае, еще вам дадут 2-3 командировки за границу, которые призваны просто улучшить ваш имидж в отрасли, но большую пользу от них получит все равно компания. Для вас это просто заменитель денег.

Вы разучитесь дерзить и привыкните к тому рабочему темпу, который принят в компании. Еще месяц назад вас раздражало, что договор согласовывают месяц, а коммерческое предложение кто-то готовит неделю. Вы станете таким же и искренне перестанете понимать реальный ход вещей.

Вас научат что такое ЖПП (жопо-прикрывательные письма). Этим особым видом коммуникаций владеет каждый матерый офисный сотрудник. Вы начнете в любой переписке генерировать много-много респондентов в поле CC, до тех пор, пока вопрос не станет неразрешимым, а имя создавшего проблему будет забыто.

Вы научитесь не слушать людей, которые говорят с вами. Большинство опытных офисных работников, как только с ними начинают говорить, утыкаются в смартфон или ноутбук. Вы научитесь постоянно проверять почту и верить в то, что вы ОЧЕНЬ заняты и от вас ОЧЕНЬ многое зависит.

Вы научитесь проводить большую часть времени в бесполезных переговорах. «— Пойдем в переговорку! — А кого брать? — Да всех бери!» Да, вы будете собирать мини-аудитории статистов, которые будут проверять почту пока вы говорите ни о чем до тех пор, пока следующая порция опытных офисных работников вас не выгонит, чтобы делать то же самое.

У вас не будет проблемы с опозданиями. Вы будете опаздывать везде — на внутренние встречи, на проходную где ждут партнеры или подрядчики, на выездные встречи. И у вас не будет с этим проблем — забыл, встретил коллегу в коридоре, пробки — вы поверите, что все это нормальные причины для опозданий.

Вы станете кофеиново-зависимым и полюбите туалеты. Кофе утром, кофе перед полдником, кофе перед обедом, кофе после обеда, кофе до 5 o’clock tea, кофе перед выходом домой. Если вы курите, то добавьте столько раз кофе, сколько раз вы курите. Туалеты спасают, когда пить кофе просто не хочется. Если там есть курилка, то значит там будет главный штаб, переговорка, митинг-рум.

Вы будете проводить 12-14 часов на работе. Но работать вы или не будете совсем или выжмете из себя 2-3 часа от силы. Вы научитесь убеждать себя, что вы делаете нужную работу, что вы перегружены и все это замечают. Хотя втайне все знают, что окружены бездельниками и потому ведут себя так же. Главное не вызвать подозрение, что у тебя есть что-то еще в жизни и работа — только средство достижения.

Вы начнете считать, что вам все время что-то недодают. Работая в очень «богатых» компаниях вы получите лучшее оборудование, лучшую мебель и лучший офис, но вам начнет казаться, что вам полагается автомобиль за счет компании. Логики в этом нет, вы просто начнете в это верить. Еще вы уверуете что вам полагается квартира, но это попозже.

Повышение зарплаты. Работать вы будете все менее продуктивно. Вы, как мхом, обрастете ненужными задачами и митингами, но вам все время будет казаться, что вы заслуживаете большего и повышение заплаты — для вас это само собой разумеещееся событие.

У вас диагностируют синдром офисного работника. Вы начнете все чаще и чаще болеть простудными заболеваниями. Вам быстро объяснят, что это все кондиционеры и не нужно беспокоиться — не пропадать же страховке. Вы будете много болеть и получать от этого удовольствие.

У вас появится излишний вес и некрасивое тело. Опять же, тут будут готовые объяснения — стресс, сидячий образ жизни. Но это все потому, что ваше тело и мозг будут делать не требующую много калорий работу, вы будете с кофе-поинтов таскать напакованные сахаром печенюшки, которые будете 10 раз за день запивать кофе с сахаром. В обед вы будете есть невкусные бизнес-ланчи, которые готовятся из остатков вчерашней кухни. Эта еда приготовлена без любви, а потому она не полезна.

Вы будете боготворить пятницу. Для частного предпринимателя пятница — это ужас, бизнес перестает работать на 2 дня. Для офисного профессионала — это лучший день в неделе — пиво, песни и пляски возможны только в этот день.

Еще вы полюбите корпоративы. Тема не важна. Вы поглотите алкоголя и еды на гроши, но сумеете уверовать, что для вас сделали что-то особенное. Вы привыкните к стыду и за годы работы в Корпорации и будете знать про коллег больше гадостей, чем их супруги. И вам начнет это нравится. Про это же можно посплетничать.

Вы потеряете стартаперский дух. Все эти непонятные люди, делающие не такие важные продукты, как у вас, будут вызывать презрение. А вы будете всегда знать, что в стартапе вы с первого раза преуспеете, просто вам это не нужно. Вы другой, иной, успешный… уже.

Вы наберете кредитов. В начале работы вам захочется авто, как у коллег. Вы купите его в кредит, будучи свято убежденным, что «ну квартиру на 30 лет я точно не возьму». Через несколько лет системного появления денег на пластиковой карте ваше чувство самосохранения притупится и вы влезете в такие долги, которые казались вам невозможными еще вчера.

2012   мысли

Впечатлений пост

Мои впечатления никому не интересны, но, в любом случае, поделюсь тем, что стало для меня новинкой в последнюю пару дней.

The Expendables 2

У меня просто щенячий восторг. Если первую часть фильма, вышедшую в 2010, сделали обычным шаблонным боевиком, просто с очень известными актёрами, то во второй добавили больше иронии и обыгрывания темы ШварцоСталлонев с Уиллисами и их фильмов, вкупе с мемами о всемогущем Чаке Норрисе. Вот именно такой я и ожидал увидеть ещё первую часть. Происходящее на экране сложно воспринимать серьёзно, но зрелище отличное. Всё взрывается, кругом стрельба, тестостерон через край (Кстати, кто там говорил, мол, будет рейтинг PG-13? Хрен там! Кровища течёт рекой.).

DayZ

Ха! Я наконец-то не поленился, зашёл к Гуглу в гости и вместе с ним установил себе DayZ. Впечатление номер раз — управление в ArmA2 совсем нехорошее. Я не то, чтобы балованный: ещё лет восемь назад прошёл с большим удовольствием Operation Flashpoint и пару модов к нему, не возражая ни против страшненькой графики, ни против топорного интерфейса. Но сейчас, после восхитительного управления в том же, скажем, Battlefield 3, где всё удобно и интуитивно, кривоватый интерфейс ArmA раздражает.

Более-менее совладав с контролем персонажа, забрёл в ближайшую деревню и был практически сразу избит каким-то зомби до полусмерти, но на моё огромное (как оказалось позже — практически феноменальное по меркам DayZ) везение, меня подобрал пролетавший мимо вертолёт с двумя парнями на борту, которые из чистого альтруизма доставили меня к больнице, сделали переливание крови (процедура, мгновенно пополняющая запас здоровья до максимума), вручили АК и высадили на небольшом холме вдали от зомби рядом с каким-то автомобилем, вдобавок ко всему ещё и починив его. Затем пожелали удачи и улетели. Правда, ещё почему-то после этого админ сервера написал, что они читеры, и он их забанит.

Вначале DayZ мне показалась пугающей, навроде Dead Space или Silent Hill, но короткое время спустя выяснилось, что (по  крайней мере, с моей точки зрения) ничего в ней такого нет. Зомби вызывают не страх, а, скорее, интерес и азарт, а бояться, как оказалось, в первую очередь нужно других игроков (!), которые логичному объединению в группы часто предпочитают убийство «за просто так».

В целом, согласен с теми, кто утверждает, что DayZ удалось передать дух того «Сталкера», которым он должен был бы стать. Осторожность, никакой спешки, сплошное ползание на брюхе. Permadeath заставляет быть максимально аккуратным и внимательным: дорога длиной в метров 500 от окраины города к магазину может затянуться на полчаса, кульминацией которых становится радостное: «Ура, наконец-то добрался!», вслед за чем практически сразу засевший чёрт-те где снайпер единственным выстрелом сводит всё на нет, заставляя возмущённо кричать в монитор: «Да мать твою так, что ж я тебе сделал?!».

В любом случае, я считаю себя чересчур оказуалившимся и нехардкорным игроком, чтобы играть в DayZ.

2012   мысли

О Красной Шапочке, дипломе, jvm.ini и -Xmx128m

Здравствуйте, друзья!

Я рад выложить в блог новый пост. Приношу извинения за долгое молчание — писать ведь хочется о чём-то интересном, а его нужно вначале отыскать.

Ну, например, я защитил на «отлично» дипломный проект, закончив-таки заочно университет и получив диплом специалиста по компьютерным системам и сетям. Познакомился лично с донельзя приятным парнем Виктором ’Komizart’ Солодиловым и, пусть и без личной встречи, но всё равно чуть ближе узнал других интересных коллег-разработчиков.

В последнее время поработал в качестве фрилансера для базирующейся в Санкт-Петербурге компании над интерактивной AIR-книгой под iPad. Получил много бесценного опыта касательно AIR для iOS, потому как специфика проекта заметно отличалась от обычной флеш-игрушки. Столкнулся с некоторыми загадочными и неприятными «чудесами» Flash CS Pro 5.5/6 и любопытными нюансами, о которых, пока не позабыл, надо будет в ближайшее время написать. Несмотря на то, что я много тупил и выдавал результат не так быстро, как хотелось бы, заказчик относился к этому с терпимостью и пониманием, со своей стороны охотно идя на компромиссы ради того, чтобы совместно сделать продукт, за который не будет стыдно.

К сожалению, приложение иногда вываливается на первом iPad, будучи убитым осью из-за того, что выжирает чересчур много памяти, но на iPad2 /3 ведёт себя прилично. В ближайшем апдейте планирую устранить первую проблему, а пока работаю с этим же заказчиком над новой сказкой. Будет здорово.

А вот над играми в последние месяца полтора не работал вообще — как-то категорически не хватает времени. Вкупе с недавней сменой фулл-тайм работы, вернувшей меня от нерегулярных 12-часовых дежурств к стандартному 8-часовому рабочему дню, снова периодически стал поздними ночами засыпать прямо за рабочим столом, уткнувшись носом в клавиатуру :-).

Ну и чтобы хоть что-то полезное было в посте — вот краткая заметка: если при компиляции Flash CS сообщает, что «The Java Virtual Machine used for ActionScript 3.0 compilation ran out of memory... Open jvm.ini in editor» — соглашайтесь. Откроется коротенький конфигурационный файл в две строчки. Необходимо отредактировать вторую, увеличив число в параметре. Причём, если вписать мало — ошибка не уйдёт, а если вписать много — то флеш вообще перестанет компилить даже самые крошечные проекты. Метод проб и гуглежа дал результат: сразу вписываем «-Xmx348m» — это максимум.

Спасибо за внимание. Мне очень приятно, что вы читаете этот блог! Оставайтесь со мной, а я постараюсь быть не слишком нудным :-).

2012   мысли   советы

Боремся с недостатком мотивации, работая над игрой.

Ниже представлен сделанный вашим покорным слугой перевод выложенного на Mochiland поста «Dealing with lack of motivation to finish your game» за авторством Ричарда Дэйви из студии Photon Storm. По-моему, просто отличная статья с отличными советами!

Ты не один

В какой-то момент каждый сталкивается с этой проблемой — тебе просто не хочется работать над своей игрой. Особенно тяжко, когда делаешь игру в «свободное время», помимо основной фулл-тайм работы. Гораздо проще сказать себе: «Да ну нафиг», и запустить Team Fortress вместо FlashDevelop. Даже в дни, когда голова говорит: «Давай кодить!», весь запал может пропасть в единое мгновение, если, открыв исходники, понимаешь, что в последний раз заглядывал в них так давно, что теперь они выглядят китайской грамотой, или, скажем, огромной кирпичной стеной, к которой даже не знаешь как подступиться.

Этой проблеме нет единого решения — причины, по которым нет никакого желания кодить, у каждого свои. Но, как и было сказано в самом начале — ты не один. Потому я задал вопрос «как бороться с недостатком мотивации?»  тринадцати другим геймдевелоперам, а их ответы выложил ниже. Надеюсь, что-то среди этих мыслей пригодится и тебе; а если у тебя есть какой-то свой особый способ, то поделись им с нами, пожалуйста, в комментариях.

Начну с себя...

Richard Davey / Photon Storm

Однажды я понял, что у меня есть некий «геймдевный запас маны». Когда я начинаю работу над игрой, запас маны полон. По мере написания кода этот запас быстро расходуется, а некоторые особо проблемные места в разработке могут целиком опустошить резервы. Однако есть и «победы»: окончание значительного куска игры или запиливание крутой фичи пополняют запасы маны и поддерживают мотивацию на должном уровне. Это постоянная битва: закончить игру до того, как иссякнет энтузиазм, стараясь иметь на своём пути достаточно «побед», поддерживающих баланс.

Однако, «победы» не могут быть искусственно запланированы в проекте. Они должны быть неожиданными и органично вытекать как результат работы над игрой; аналогично и падение морали тоже нельзя предсказать заранее — начиная кодить, я ведь не могу знать заранее, где и на какого масштаба грабли напорюсь.

У меня есть две основные проблемы:

1). Где взять мотивацию, чтобы не прекращать работать над игрой

Думаю что многие, как и я, пребывают в наибольшем восторге от игры лишь на ранних этапах. Чувство, что ты вдыхаешь в идею жизнь, превращая её в код — это действительно здорово. Мне нравится любоваться только что собранным прототипом — пусть код внутри него и корявенький. Но главное на этой стадии — не останавливаться и продолжать работать.

Не выбрасывай прототипы

Нет ничего плохого в том, чтобы сделать прототип, а потом так его и оставить. Конечно, денег он тебе не принесёт, но если занимаешься этим «ради удовольствия», то и нет повода винить себя в том, что ты не будешь развивать этот прототип, если уже на раннем этапе чувствуешь, что энтузиазм пошел на спад. Не нужно откладывать его в долгий ящик, убеждая себя, что когда-нибудь позже, дескать, ты обязательно вернёшься и закончишь его — скорее всего, это так и не произойдёт: если увлечённости этой идеей не хватило для того, чтобы довести работу до конца сейчас — то и позже её не станет больше.

Но и совсем выбрасывать прототипы и наброски тоже не нужно — подумай о том, что они могли бы быть полезны или интересны для других. Это может быть заметка в твоём блоге или форуме: «Сделал на днях небольшую демку...», а, может, после внесения небольших изменений получился бы неплохой туториал. Результат может удивить тебя: я лично видел как люди, увидев такие демки, давали оригинальный и неожиданный совет, который преображал геймплей настолько, что брошенная было работа над игрой продолжалась и доводилась до конца! Как я и говорил изначально — «пополняшки маны» могут прийти из неожиданных источников.

Публичные бета-тесты

Мы устроили публичный бета-тест игры Kingdums - на неделю выложили игру на сайт, под ней разместили большую форму обратной связи, а потом запостили ссылку в твиттер. Результат был потрясающим — отзывы позволили нам устранить некоторые значительные недочёты в игре, и, что не менее важно, показали, что несмотря на её недостатки, людям понравилась наша игра.

Другие разработчики используют публичные бета-тесты по схожим причинам: отзывы позволяют не только находить незамеченные ранее баги, но и получить прирост к боевому духу.

Бета-тестить, кстати, можно не только код: ты можешь выложить на всеобщее обозрение скриншоты, описание персонажей или даже наброски сюжета — одним словом, всё, что связано с игрой.

Жёсткие временные рамки

Одни разработчики не видят особых стимулов в создании игры за ограниченный промежуток времени, другие принимают это как вызов. Лично я — где-то посерёдке между ними. Пока что я не принимал участия в чём-либо вроде Ludum Dare, потому как у меня есть семья, не дающая работе занимать выходные; но когда мне доводилось делать игры, имея жёстко определённый срок (пока что такое было три раза), работалось значительно лучше. Todo-листы урезаются, а внимание уделяется действительно важным аспектам игры — временные рамки позволяют хорошо сфокусироваться. Попробуй — может, этот способ подойдёт тебе.

Используй todo-лист

Эту рекомендацию будут не раз озвучивать ниже мои коллеги-разработчики. В Photon Storm мы используем бесплатную программу Wunderlist. Мне нравится в ней, что я могу добавлять и просматривать задачи с ПК или айфона, и всё это грамотно синхронизируется.

Обычно мы начинаем составлять списки когда игра уже прошла стадию прототипа, и находится в глубокой разработке — стараемся не делать пунктов из разряда «сделать менеджер врагов», потому что это выглядит слишком обобщённой задачей.

2). Как прорваться через состояние «я застрял :(»

Решить эту проблему проще всего: если у тебя проблема с кодом — попроси помощи. Если ты не работаешь в окружении коллег-кодеров, то всегда можно обратиться к любому из сотен отличных сообществ геймдевелоперов в интернете — и тебе действительно стоит присоединиться к какому-нибудь из них и принимать участие в его жизни. Помогай тем, кто столкнулся с уже однажды решёнными тобой проблемами, пиши о своих текущих проблемах. Даже если тебе не смогут помочь, то уж по крайней мере точно подскажут хотя бы направление, в котором следует копать. Если ты бьёшься над проблемой уже несколько часов, и не можешь придумать другого подхода к ней, то тебе нужен ещё один мозг. И чем дольше ты будешь откладывать обращение за помощью — тем больше вероятность, что ты так и не закончишь работу.

Не вини себя

Ты — человек, а людям необходим баланс между работой, отдыхом и развлечениями. Программисты отвратительно балансируют эти элементы.

Помнишь старый анекдот: «Цена, качество, скорость — выберите любые два»? То же самое у разработчиков: «Работа, отдых, развлечения». Под последним я подразумеваю время, свободное от написания кода: посмотреть кино, провести время с близкими, почитать книгу, поиграть в Xbox и т. д. Слишком много работы в сочетании с нормальным количеством сна приводит к тому, что ты не уделяешь времени развлечениям. Если ты жжёшь свечу с обеих сторон, работая на полный день, а потом усердно кодишь ночью — страдают уже и отдых, и развлечения. Если, сидя за компьютером, ты чувствуешь, что код не идёт из тебя свободно, то просто остановись. Не борись с этим, не пытайся выдавливать его из себя силой. Просто займись чем-то совсем другим (лучше всего — не связанным с компьютером), и попробуй снова уже на следующий день. Если всю неделю ты работал как проклятый, и спал по паре часов в ночь, то хорошенько отоспись.

Разработка — это сплошные американские горки из взлётов и падений. Если чувствуешь, что ты «на волне», то пользуйся этим — пиши код, пока пишется легко. Как только ощущаешь, что начинаешь выдавливать его из себя силой — остановись и переключись на какое-то другое занятие. Потом переключайся обратно. Чем быстрее ты научишься выявлять свои «настроения», тем эффективнее сможешь использовать их. Я пока что слабоват в этом, у меня полно незаконченных игр — иллюстрации, представленные выше, как раз взяты из некоторых из них. Но я стараюсь не сидеть без дела: если не работаю над игрой, то пишу документацию или в блог; если не пишу — то, значит, помогаю кому-то на форуме; если я и не там — значит, рублюсь в контр-страйк. Главным я считаю то, что у меня эти занятия сбалансированы так, что ни одно из них не перевешивает остальные... хотелось бы только, чтобы в сутках было больше часов.

Ну вот я и высказался. Теперь перейдём к мнению ещё тринадцати геймдевелоперов...

John Cotterell

«Я стараюсь работать каждый день — хотя бы по паре минут. Так я, во-первых, постоянно делаю хотя бы небольшой прогресс, и, во-вторых, приучаю себя не сидеть без дела.

Когда я теряю энтузиазм, работая над крупным коммерческим проектом, я разбиваю работу на безобразно мелкие шаги: импортировать ассеты, добавить в класс метод, написать письмо проджект менеджеру и т. д. Это даёт ощущение безостановочного процесса, и — что часто бывает важно — переключает внимание с общей, необъятной картины, на мелкие быстро решаемые цели.

Я считаю, что наилучшим для разработчика состоянием является поток — максимальная концентрация и увлеченность рабочим процессом. Я не так часто пребываю в нём во время разработки, но в подобные дни время действительно пролетает с удовольствием и незаметно.»

Bas / Bits of Bas

«Сейчас я занят одновременно в нескольких монструозных проектах на заказ, протискиваясь от дедлайна к дедлайну. В будние дни работаю с 7:00 до 21:00, по выходным — примерно с 9:00 до 15:00. Сам понимаешь, моя мотивация далеко не в лучшей форме, и я даже уже не помню, чем думал, когда решил, что взять на себя столько проектов будет неплохой идеей.

В здравом рассудке меня поддерживают три вещи:

  • Todo-лист. Позволяет не задумываться, а просто браться за следующий чёртов пункт плана;
  • Осознание того, что по окончанию работы меня ждёт определённая „гарантированная“ сумма  (в отличие от „возможных“ спонсорских денег), которая позволит мне устроить себе длинные летние каникулы, и даст возможность работать над своими собственными проектами;
  • Знание, что спустя несколько месяцев, оглядываясь назад, я буду с гордостью смотреть на результаты своей работы. Такого рода светлые стороны мотивируют;

Как для своих личных проектов, я мог бы дать такие советы:

  • Выбирай жанры игр, которые тебе действительно нравятся;
  • Берись за небольшие игры, если знаешь, что твой энтузиазм быстро иссякает;
  • Имей подробный диздок или todo-лист. Держись в линии, двигайся от точки к точке;
  • Работай в (небольшой) команде. Когда мой напарник трудится над графикой, я уже не могу позволить себе сказать, что мне всё надоело, и я больше не хочу кодить;
  • Не берись за несколько проектов сразу. Пусть для тебя это будет чем-то вроде поощрения: как только я закончу эту игру, я смогу начать новую!

А с падениями мотивации можно бороться, временно переключившись на другое занятие: сделай уборку в доме, перекуси, прогуляйся или пообщайся в любимом форуме.»

Olli / Gaming Your Way

«Обычно мне не приходится мотивировать себя, хотя текущий проект нашей команды тянется уже девятый месяц, разросшись гораздо (гораздо!) больше, чем мы ожидали. Но меня поддерживают todo-лист и осознание того, что уже скоро он будет закончен.

В моих персональных проектах дела обстоят иначе...

Сейчас я работаю над двумя играми: Crystalis и довольно сложным Hellstrom. В обоих играх есть свой todo-лист, а мотивированность поддерживает удовольствие от работы с C#/Unity/3d. Единственное, что отвлекает меня — это моя жена, препятствующая тому, чтобы я посвящал играм ещё больше времени.

На самом деле, она постоянно говорит мне, что если мне действительно необходимо уделять работе над играми больше времени, то я, разумеется, могу это делать — но как обычно у девушек, к этому добавляется: „...но лучше не надо.“. К моему счастью, по долгу работы у неё обычно есть хотя бы одно ночное дежурство в неделю.»

Примечание редактора: Олли затрагивает серьёзную тему — то, что семья «встаёт на пути», и становится причиной настоящего чувства вины, испытываемого разработчиками, когда они отчаянно хотят «сбежать» и на какое-то время просто окунуться в работу (примечание переводчика: я не нашёл хорошего перевода выражению «just geek-out for a while»). Мы все однозначно любим своих жён и детей, и любим проводить время с семьями, однако, в то же время, я точно знаю, что для большинства гиков действительно необходимо периодически уходить от всего — хотя бы на короткое время — чтобы сделать что-то полезное за компьютером. И это заслуживает отдельной статьи.

Julian / LongAnimals

  • Думай о деньгах, и о том, какой хреновой будет твоя старость, если ты ничего не накопишь;
  • Не затягивай проекты.

Iain Lobb

«Если у тебя не лежит душа к проекту, то лучшее, что можно сделать — это разбить его на массу микро-задач и делать их одну за другой. При таком подходе это всё становится довольно бездумным, потому иногда я могу параллельно с работой над задачей клиента краем глаза поглядывать DVD или слушать подкаст.

Для личных / инди проектов, я считаю важным не строить заранее огромных планов. Разумеется, проект будет разрастаться, и фич в нём будет всё больше и больше, но так ты не будешь настраиваться на неудачу, изначально глядя на огромный перечень всего, что должно быть в готовой игре.

Ещё одна важная вещь для меня — вначале иметь арт. Это даёт мне гораздо лучшее видение готового проекта и поддерживает мою мотивацию — когда работаешь с серыми квадратиками, создаётся впечатление что разработка никогда не закончится.»

Squize / Gaming Your Way

«Выбирай те игры, в которые хотел бы поиграть сам. Очень редко я берусь за то, что, с моей точки зрения, нужно рынку, а не хотелось бы мне; разработка таких проектов довольно утомительна — ведь это не то, к чему у меня лежит душа. Если я делаю игру для себя — а именно такими и должны быть персональные проекты — то исключительно потому, что я сам хочу играть в неё.

Разделяй нудную работу на части. Вне зависимости от того, насколько в целом интересно работать над проектом, в нём всегда есть скучные и однообразные места. Если я знаю, что мне придётся потратить целый день на какую-то нудятину, из-за которой частичка меня умрёт, я стараюсь уделить следующий день работе над чем-то интересным — как правило, связанным с разными визуальными красивостями (потому я часто слышу: „Нафига ты добавил эти искорки? Ведь сама игра ещё не работает!“).

Личная гордость. Возможно, звучит несколько банально, но это важно. Мы так усердно работаем, чтобы наши игры соответствовали высоким стандартам, что уже привыкли переделывать вещи столько раз, сколько необходимо, чтобы угодить собственным, и ничьим иным, ожиданиям. Мы — свои же наистрожайшие критики, и потому мы до сих пор сделали всего единственную „игру за один день“, потому как этого времени нам явно недостаточно, чтобы уделить достаточно внимания всем мелочам (конечно, всегда есть компромиссы; но если твои требования высоки — то и идти на компромиссы ты будешь реже).

Привлеки других. Если ты хочешь бросить курить или похудеть, то ты говоришь об этом другим — и после этого уже не можешь отказаться от своих слов без того, чтобы хреново выглядеть  в глазах окружающих. То же самое и с играми: расскажи изначально о своих планах — и ты исключишь возможность того, что сможешь так вот просто бросить их, чтобы не создать впечатление безвольного слабака.

Мне помогает работать только над одним проектом одновременно. Это позволяет не рассеивать внимание, и избежать перекрёстного опыления идеями проектов, которое никогда не доводит до добра („Только что я добавил кое-что клёвое в игру А; слушай, это смотрелось бы круто в игре Б — правда, надо кое-что заменить...“)

Кстати, ещё один плюс в работе только над одним проектом — когда делаешь нудную часть в текущем проекте, ты можешь развлечь себя предвкушением начала работ над следующим, вместо того, чтобы иметь вдвое (а то и втрое — смотря сколько проектов набрал) больше такой вот нудной работы в настоящий момент (любопытно, что о ней начисто забываешь, приступая к новой игре; это примерно как, желая завести ещё одного ребёнка, вообще не вспоминаешь, какими болезненными были предыдущие роды).

Для работ на заказ дела обстоят немного иначе. Для нас цель — выполнить работу так, чтобы клиенту искренне понравился результат. Дело даже не в том, что мы рассчитываем на повторный найм, а в том, что клиент должен знать — он обратился к правильным ребятам, и что сделанный нами проект жжот — жжот ацким пламенем. Вот так надо работать — нами движет именно это. Ну и бабло, конечно.»

Ali / Alillm.com

«Заметил за собой, что если я устаю от проекта и хочу начать что-то другое, то лучше действительно просто отложить его и приступить к чему-нибудь новому. Если так не сделать, то эта мысль продолжает всё время вертеться в голове, и я уже не смогу сделать ничего толкового в текущем проекте. А вот через несколько дней работы над новой игрой энтузиазм к ней несколько угасает, и уже проще убедить себя, что всё же лучше закончить изначальный проект.

Плюс такого подхода в том, что после того, как я заканчиваю первые проект, у меня уже есть определённые наброски моей следующей игры, и потому не приходится начинать с чистого листа.

Кроме того, мне однозначно очень помогают todo-листы — особенно ближе к концу работы, когда остаётся большое количество скучных деталей.»

Chris Houston / Utinni Games

«Одним из больших плюсов todo-листов я считаю то, что в конце дня ты можешь сказать: „Отлично, я выполнил эти задачи!“, — и вычеркнуть их. Благодаря списку ты видишь как продвигается работа — потому как иногда, когда глядишь на этот огромный проект в целом, начинает казаться, что он вообще не движется.

Обычно я веду два списка: „фичи“ и „баги“. В первом списке живут пункты из разряда: „Добавить вражин“, в то время как во втором — всякие мелкие гадости, неизбежно вылезающие во время разработки. Когда второй список становится длиннее первого, я принимаюсь за баги, и не возвращаюсь к фичам, пока не вычищу всех их.

В последнее время я обратил внимание на то, что в каждом проекте есть свои подъёмы и падения — интересные места и скучные, неприятные места. Над первыми ты работаешь с запалом и удовольствием, засиживаясь до раннего утра, а из-за вторых на проект порой даже глядеть не хочется. Но если сдаться на негативном месте — ты ведь так и не доберёшься до следующего позитивного.»

Chris Underwood / Deeperbeige

«Мотивация в работе по контракту — это не проблема. Во-первых, я могу не браться за заказ, если у меня не лежит к нему душа — потому если я взялся за работу, то, значит, она хотя бы немного мне интересна. Во-вторых, в конце работы меня ждёт горшочек с денежкой, а в процессе кто-то постоянно приглядывает за тем, как продвигается дело. Звучит холодно и цинично, но на самом деле ничего подобного — я мотивирован дать моим клиентам лучшее, на что способен, и стараюсь никогда не делать некачественных игр (хотя, конечно, периодически бывает — но это уже тема для отдельной длинной статьи).

А вот собственные игры — это уже другое дело. Нет выставленного заказчиком дедлайна, никто не наседает на тебя с требованием закончить побыстрее, зато на винчестере установлена пара крутых недавно вышедших игр — слишком просто забить на дело. Лучшим способом побороть это мне кажется мозговой импульс — если ты можешь ввести себя в состояние потока, когда неотрывно работаешь, даже не замечая, как пролетает время — значит, ты на коне. Войти в это состояние сложно — словно катить большой тяжёлый булыжник: нужно приложить много усилий, чтобы сдвинуть его с места, зато разогнавшись, он уже не остановится. Приходится собирать всю свою силу воли, чтобы заставить себя начать заниматься делом — дальше уже становится легко.

Иногда, перед тем, как приступить к работе, мне нужно вначале разобраться с остальными делами, иначе мысли о них всё время будут мешать и сбивать меня. Отправить важный имейл. Разобраться со счетами. Сделать уборку. Посмотреть свежую серию „Разрушителей мифов“. Но затем будь бесжалостен и не знай пощады. Никаких оправданий, никаких перекуров. Открой Flash и хотя бы в течение часа пялься в код, правь по мелочам уровни или делай что-то ещё в этом роде. По сути, не имеет значения, чем конкретно ты занимаешься, входя в состояние потока — потому делай что-то несложное и приятное; когда ты войдешь в поток — всё остальное пойдёт как по маслу.»

Dave Munsie / Munsie Games

http://munsiegames.com
«Раньше у меня были серьёзные проблемы с мотивацией. Как и многие другие я научился разделять большую работу на много небольших шагов. А вообще, на самом деле, у меня нет никаких проблем с мотивацией, потому что если я не работаю — то и денег у меня нет :-)»

Tony / Tonypa

«Я не работаю по заказам, делаю только те игры, которые мне хочется и нравится делать. А так как в это не вовлечены ничьи деньги, то и прекратить проект я могу как только он перестанет приносить мне удовольствие. А такое бывает частенько — за эти годы я доводил до конца что-то около одной из каждых десяти игр.

А ещё мне не нравится много кодить. Самое клёвое — это в полусне представлять, как что-то будет работать. Сидеть и писать код интересно пока я развиваю — или меняю — эту идею. Что-то в коде пошло не так, но это создаёт новый любопытный геймплей? Значит, к чёрту первоначальную идею, будем делать эту. Для меня создание игр — это словно рисовать картину или писать роман — когда имеешь смутное представление о конечном результате, а главным удовольствием и причиной заниматься этим является сам процесс.

Я стараюсь никогда не начинать работать над графикой заранее. Если игра неинтересна, пока в ней есть только квадратики и кружочки, то она не будет интересной и с роботами-зомби-вампирами. Потому я стараюсь как можно дольше оставаться с этими кружками и квадратиками — иногда даже привыкаю к ним настолько, что уже не заморачиваюсь добавлять какую-нибудь более толковую графику в игру :-)»

Rob James / robotJAM

«Я считаю что очень здорово и полезно работать над проектами фулл-тайм в команде с кем-то. Мы с ребятами обычно подгоняем друг друга, а при работе над не-заказными проектами это особенно важно — ведь чем быстрее заканчиваешь, тем это прибыльнее.

А ещё я терпеть не могу первые несколько дней проекта, но радуюсь тому, что после этого у нас будет рабочий прототип — середина работ всегда самая приятная. Конец работы я тоже не люблю, потому что вот вроде уже практически закончил — но всегда есть бесконечная куча мелочей, которая отнимает массу время.

А todo-листы мы обычно начинаем вести в последнюю неделю проекта.»

Ilija Melentijevic / Photon Storm

«У меня есть много методов борьбы со всеми этими проблемами, так что я просто их все здесь изложу, а ты уже выбирай, что из них тебе импонирует. Раньше у меня тоже было сущей бедой заняться чем-то. Обычная прокрастинация — очень долго ничего не делаешь, а потом, когда глядишь на это всё, кажется, что лежащая задача чересчур эпична, и тем тяжелее заставить себя заняться ей, ну и так далее.

Я стараюсь в таких случаях начать делать хоть что-то — не ради окончания, а ради получения удовольствия от самого процесса.  Могу, например, взять карандаш и рисовать что-нибудь, независимо от того, хорошо получается или плохо — в первую очередь здесь важно то, что мне нравится рисовать.

Ещё одна хитрость — это сознательно работать медленно. Это позволяет отделить процесс от цели, что, в свою очередь, помогает мне быть терпеливее. Я также порой применяю эту тактику, например, в мытье посуды и похожих вещах — просто берусь за дело, и через какое-то время оно каким-то магическим образом оказывается законченным.

Иногда я сам мешаю себе тем, что хочу успеть сделать всё сразу, из-за чего хватаюсь за миллион проектов одновременно и, конечно же, не могу сконцентрироваться, распыляя внимание между ними. И когда я начинаю что-то новое, чаще всего старое ещё не закончено, да так и остаётся пылиться. К счастью для таких брошенных проектов, время от времени у меня бывают периоды, когда ни на что новое не тянет — тогда я и довожу их до конца. До этого они лежат в папках на рабочем столе, напоминая так о своём существовании.

Временами я смотрю на те объёмы работы, которые умудряюсь делать, выполняя оплачиваемые заказы (фулл-тайм или фриланс) и понимаю, что работая на себя, должен быть ещё более продуктивным. Говорю себе, что это просто унизительно — не быть способным заставить себя делать вещи, которые, по сути, больше всего остального заслуживают усилий.

Друг когда-то сказал мне: „Спустя несколько лет никого не будет интересовать, как легко или тяжело тебе было, устал ли ты или был болен; всё, что останется — это только конечный результат“. Я ежедневно повторяю себе это как мантру, чтобы вырваться из повседневной суеты и вспомнить о том, что каждый день — особый, нельзя тратить время впустую, и надо заниматься тем, что могу делать только я, вместо того, чтобы провисать в сети, сидеть перед телевизором или *вздыхает* смотреть сериалы. Или играть в игры, которые не являются однозначно лучшими, которые я когда-либо видел. Конечно, иногда необходимо расслабляться, но чаще всего получается, что большую часть времени мы только и отдыхаем.

Попробую закончить эту пафосную речь чем-то полезным и практичным: мне помогает вести учёт того, что я сделал — чувствуешь себя сильнее, и меньше подвержен к прокрастинации. Даже такой простой способ как техника помидорок творит чудеса.»

2012   мысли

Я хочу быть фрилансером. Нет, не хочешь!

А вот замечательный довольно старый пост с Хабрахабра.

Из 50 человек, начинающих заниматься фрилансом, только 1 остается в нем сроком более чем на 2 года.

К сожалению, какой бы то не было глобальной статистики по тенденции роста чистокровных фрилансеров нету, поэтому я воспользовался статистикой, основанной на собственных наблюдениях. И я хотел бы поделиться своими рассуждениями на эту тему.

Начнем, пожалуй, с самых ранних фрилансеров (те, что появились лет эдак 5 назад, на заре этого явления). Эти бравые конкистадоры имели перед собой четкие цели: долой тупой директорат, даешь свободу творчества, больше денег, и чувство независимости. По ним складывался образ фриланса как работы и как стиля жизни, они были его живой рекламой. Именно глядя на них, читая про их жизнь, про то, как же прекрасно во фрилансе, за ними тянулись остальные. Но вот парадокс фриланс — это вроде хорошо, даже прекрасно и вообще, райские кущи, а серьезно занимаются этим единицы. Почему? Тут конечно, можно говорить о трудностях, о том, что фриланс, он не для каждого, и приемлет только сильных, целеустремленных и бла-бла-бла… Можно, но я не буду. Потому что дело не в этом, вернее не только в этом…

Возьмем, к примеру, десяток людей. Мальчики или девочки — не суть, пусть будут и те и другие. И спросим их, например: «Хотите красивую спортивную фигуру?». Тут все дружно кивнут. А кто не хочет нравиться окружающим и чувствовать себя здоровым? Спросим дальше: «А что для этого делать надо, знаем?» Ну конечно, знаем: спортом заниматься, в тренажерный зал ходить, следить за питанием, и так далее… «И чего не делаем?». Все. Посыпались отмазки, отговорки или просто гробовое молчание.

Другой пример. Знаменитым писателем стать хотите? Директором банка? Известной актрисой? Певцом с мировым именем? Художником, таким чтобы при жизни все восхищались? Дизайнером, работающим лежа в шезлонге на пляже Малибу? Разработчиком, чье имя будет ассоциироваться со всем новым и прогрессивным? Архитектором, изобретшим новый стиль? Хотите?

Нет!

Потому что вы хотите иметь сотни бестселлеров, а не писать их. Вы хотите ходить на работу как можно реже, а не придумывать, как заработать миллионы. И рисовать вы тоже не хотите, а хотите пляж, денег и славу.

Вот и 50 начинающих фрилансеров так же. Они хотят вставать после обеда, они хотят иметь деньги тогда, когда они им нужны, а не когда им их дадут. Хотят работать в теплых странах и желательно в уюте и комфорте, а не добираться 2 часа по 30 градусному морозу до тесных, давящих офисных стен.

И это нормально. Вот только фриланс тут не причем.

2012   мысли

О грандиозных планах

Выйдя из университета, я жил некоторое время в Петербурге, покамест ничем не занятый и, как часто бывает с молокососами, убежденный, что в самом непродолжительном времени наделаю чрезвычайно много чего-нибудь очень замечательного и даже великого.
Ф.М. Достоевский

2011   мысли